МУЗЫКАЛЬНЫЙ СИМВОЛ «РАЗРЯДКИ» 1970-x ОТМЕЧАЕТ ПОЛУВЕКОВОЙ ЮБИЛЕЙ

50 лет назад, в 1974 году, Всесоюзная фирма грамзаписи «Мелодия» на радость советским меломанам впервые приступила к выпуску музыкальных дисков зарубежных исполнителей по лицензиям зарубежных фирм звукозаписи. До этого момента (и часто даже после 1974 года) пластинки иностранных музыкантов, как правило, отличались плохим качеством звука, поскольку издавались практически «пиратским» образом.
В том же 1974 году был осуществлен уникальный для страны музыкальный проект, ставший неофициальным символом политики «разрядки» между СССР и США. В Москву пожаловал популярный американский дирижер Рэй Коннифф для студийной записи «Русского альбома», который должен был не только послужить улучшению имиджа СССР в мире, но и принести хорошую прибыль от продажи в стране и за рубежом.
Это идея получила продолжение в аналогичных проектах, например в 1982 году с французским дирижером Каравелли, чьи московские студийные записи услышали даже в Европе и Японии. Забегая вперед, надо сказать, что такие светлые идеи рождались в головах советских руководителей, хорошо знавших и любивших западную популярную музыку и джаз. Они прилагали усилия для того, чтобы музыканты в СССР имели возможность делать технически качественные студийные записи.

Репортаж Г. Скороходова для звукового журнала «Кругозор» №5 (май)/1975

Диски большинства иностранных гастролеров по СССР представляли собой выступления из концертных залов Москвы, запись в которых была дешевой и простой. Эта продукция предназначалась для внутреннего потребления, а возможности ее экспорта были ограничены малой известностью этих музыкантов в мире. Лишь изредка делались студийные записи иностранцев, таких как Анна Герман (Польша), Карел Готт (Чехословакия) и Дин Рид (США и ГДР). А заполучить повторно для подобной записи «настоящего» западного исполнителя, например Фриду Боккара (Франция) после ее оглушительного успеха на родине было уже невозможно. Записав диск с песнями советских композиторов в 1966 году, Боккара после своей победы на конкурсе «Евровидение-1969» больше уже не показывалась в Советском Союзе.

Новый подход, а именно — студийно записывать в СССР всемирно известных дирижеров популярной музыки — обещал показать зарубежным слушателям еще и высокий уровень ансамбля «Мелодия» по аналогии с тем, как это происходило в мире классической музыки. Насколько это удалось претворить в жизнь — большой вопрос. Сами музыканты ансамбля «Мелодия» предпочитали не вспоминать работу с американским дирижером, как и с французским. Похоже, и руководитель ансамбля Георгий Гаранян не был задействован в этих записях, найдя более важные дела.

Перед вами статья члена международного фан-клуба Рэя Конниффа с 1994 года Игоря Карпова о записи эпохального альбома.

***

«RAY CONNIFF IN MOSCOW» ПЯТЬДЕСЯТ ЛЕТ СПУСТЯ

В этом году исполняется 50 лет двум альбомам Рэя Конниффа, выпущенным в Советском Союзе. В далеком 1974 году фирма «Мелодия» выпустила по лицензии пластинку «Ray Conniff — Alone Again (Naturally)», а в декабре того же года Рэй Коннифф записал в Москве с московскими музыкантами и певцами альбом с русскими мелодиями «Рэй Коннифф в Москве».

Джозеф Рэймонд (Рэй) Коннифф (06.11.1916–12.10.2002), американский джазовый музыкант и аранжировщик, в середине 1950-х создал свой легко узнаваемый и неповторимый стиль, отличительной особенностью которого являлось дублирование человеческими голосами музыкальных инструментов оркестра. Это необычное и новаторское звучание, которое позже получило название «Рэй Коннифф саунд», очень быстро стало популярным во всем мире и даже проникло за «железный занавес».

В Советском Союзе в 1960-х несколько отдельных треков Рэя Конниффа выходили на гибких пластинках и различных сборниках серий «Музыкальный калейдоскоп», «Всем, кто любит песню», «Кругозор» и других. Но полноценный альбом «Мелодия» смогла издать только после того, как Советский Союз присоединился к Женевской конвенции об авторском праве в 1973 году.

Советскую сторону в сделках с западными компаниями тогда представляла фирма «Совискусство» («Soviskusstvo») Всесоюзного объединения «Международная книга» (МК) министерства внешней торговли СССР, а не фирма «Мелодия», как ошибочно думают многие меломаны.

Первое лицензионное соглашение было подписано с испанской компанией «Hispavox S.A.» на выпуск пластинок таких артистов, как Рафаэль, Сара Монтьель и испанская рок-группа «Лос Анхелес». Также по лицензии британской компании EMI была выпущена пластинка бельгийского шансонье Сальваторе Адамо. Затем очередь дошла до Америки, и был подписан контракт с крупнейшей компанией CBS на выпуск в Советском Союзе трех альбомов в трех разных жанрах: «Ray Conniff — Alone Again (Naturally)» — популярная музыка, «Miles Davis At Carnegie Hall» — джаз, «Stravinsky Conducts Perséphone» — классическая музыка.

Пластинка Рэя Конниффа была выпущена первой из этих трех в 1974 году. В Советском Союзе она вышла без названия, на лицевой стороне конверта было написано «Рэй Коннифф» буквами, стилизованными под американский флаг, а также был его портрет, который перенесли с оборотной стороны обложки оригинального издания. Пластинка вышла тиражом 15 000 экземпляров, что, конечно же, было каплей в море даже для одной Москвы. Поэтому в свободной продаже этот диск видели немногие, весь тираж ушел на черный рынок, как и большинство других лицензионных пластинок, выходивших в Советском Союзе ограниченными тиражами.

Директором «Совискусства» от МК в 1970-х и 1980-х был Игорь Николаевич Преферанский. Именно он приложил немало усилий для организации записи в Москве русского альбома Рэя Конниффа в декабре 1974-го. Игорь Преферанский также участвовал в закупке за рубежом технического оборудования и музыкальных инструментов для осуществления этого проекта. Именно Игорь Николаевич встречал Рэя Конниффа с женой и дочкой в аэропорту Шереметьево 8 декабря 1974-го и организовал их пребывание в Москве.

Рэй Коннифф прилетел в Москву после своего концертного тура в Великобритании, где он также участвовал в записи саундтрека к фильму «Бумажный тигр». Советской стороной ему был предоставлен полноценный биг-бэнд (18 музыкантов), основу которого составляли джазмены ансамбля «Мелодия» и 16 вокалистов, набранных из Московского камерного хора и квартета «Улыбка». Штатный пианист «Мелодии» Борис Фрумкин по какой-то причине не смог принять участие в записи, его заменил Николай Левиновский, будущий основатель и руководитель джазового ансамбля «Аллегро». Записывать пластинку пригласили известного звукорежиссера «Мосфильма» Виктора Бабушкина, ему ассистировал Рафик Рагимов. Рэй Коннифф сам был хорошим звукорежиссером и уделял большое внимание качеству звука еще с первых своих записей на «Columbia» в середине 1950-х. Бабушкин был одним из лучших звукорежиссеров в Советском Союзе, и Рэй Коннифф позже в интервью американской прессе дал высокую оценку его работе.

«My engineer, Viktor, came closer to duplicating the rhythm sound I got on my old records,» Conniff brags, «than some of the guys I’m working with in the U.S.»

«Мой звукорежиссер Виктор подошел к воспроизведению ритмического звучания моих старых записей ближе, чем некоторые ребята, с которыми я работаю в США», — с гордостью говорит Коннифф. (Журнал «People», 20 января 1975)

Аранжировки были написаны Конниффом заранее, еще в сентябре. Из Москвы ему тогда прислали ноты 26 советских песен, из которых он выбрал 11 и добавил пьесу-увертюру «Рэй Коннифф в Москве» собственного сочинения. Запись проходила 10–14 декабря в здании англиканской церкви на улице Станкевича, где располагалась студия звукозаписи фирмы «Мелодия».

По воспоминаниям Николая Левиновского, музыканты оркестра справились с аранжировками Конниффа шутя, но были некоторые проблемы с хористами, которые понятия не имели о джазовой манере Конниффа и не понимали, что он от них хотел. Рэй Коннифф позже вспоминал, что подобные проблемы у него были во время работы над своим первым альбомом «’S Wonderful!» в 1955 году.

Редактирование и наложения были закончены к 18 декабря. Был также записан и квадрофонический вариант альбома, который в Советском Союзе выпустить было невозможно, потому что производство бытовой квадрофонической аппаратуры в стране так и не началось и осталось лишь в виде проекта.

В перерыве между записями Рэй сыграл джем с советскими джазменами в составе сопрано-саксофона, трубы, тромбона, бас-гитары и ударных. Исполнили два джазовых стандарта: «Muskrat Ramble» и «Tin Roof Blues». Планировалось выступить с несколькими концертами перед московской публикой, но, к сожалению, не получилось. Зато получилось снять на телевидении выступление Рэя Конниффа, которого не было в плане. Это произошло благодаря инициативе телевизионного режиссера музыкальной редакции ЦТ Мариэтты Рудиной и ее мужа, телеоператора телецентра «Останкино» Владимира Жукова. Мариэтта и Владимир написали сценарий программы, договорились с телевизионным начальством насчет студии и поздним вечером 18 декабря сняли интервью и выступление маэстро с хором. Это выступление показали в передаче «Голубой огонек» 8 марта 1975 года. Позже его частично повторили в новогодней программе 1976 года. К сожалению, эту видеозапись стёрли, и долгое время она считалась утерянной безвозвратно, но, к счастью, уже после смерти Рэя, когда Манфред Тонике, президент международного фан-клуба разбирал его архив, он обнаружил ленту с фрагментом этой передачи. Позже он оцифровал эту видеозапись и теперь она доступна многим поклонникам таланта маэстро.

В Соединенных Штатах широко освещалась работа Конниффа в Москве. «РЭЙ КОННИФФ ПЕРЕВОДИТ СОВЕТСКО-АМЕРИКАНСКУЮ РАЗРЯДКУ В МУЗЫКУ», «РУССКИМ НРАВИТСЯ АМЕРИКАНСКИЙ МУЗЫКАНТ», «КОННИФФ НАХОДИТ КЛЮЧ К РАЗРЯДКЕ» — гласили газетные заголовки.

Принимающая сторона организовала для Рэя культурную программу. Он посмотрел балет «Лебединое озеро» в Большом театре и джазовый концерт Олега Лундстрема в Центральном концертном зале «Россия».

20 декабря Рэй Коннифф с семьей уехал отмечать Рождество к родителям жены в Швейцарию. А через год альбом «Рэй Коннифф в Москве» появился на прилавках страны. Пластинка печаталась на разных заводах Советского Союза и с разным оформлением конвертов. Ограничений тиража, как в случае с лицензионной пластинкой «Alone Again (Naturally)», уже не было, поэтому у меломанов проблем с приобретением этого альбома тоже не было. Также московский альбом Конниффа вышел в Испании, в Португалии и в нескольких странах Латинской Америки.

В 1999 году, уже в эпоху цифровых технологий, компания «Boheme Music» выпустила альбом «Рэй Коннифф в Москве» на CD, а в 2007-м его выпустила на CD уже сама «Мелодия». В настоящее время музыка из этого альбома для многих слушателей является ностальгическим путешествием в прошлое.

Запись опубликована в рубрике Новости / Articles & News с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Один ответ на “МУЗЫКАЛЬНЫЙ СИМВОЛ «РАЗРЯДКИ» 1970-x ОТМЕЧАЕТ ПОЛУВЕКОВОЙ ЮБИЛЕЙ

  1. Илья Исаев говорит:

    Огромное спасибо Игорю Карпову за содержательную статью и уникальные фотографии! Музыканты соединяют народы! Политикам надо у них поучиться!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

* Copy this password:

* Type or paste password here:

105,982 Spam Comments Blocked so far by WP Spam Stop for WordPress