БОЛЬШОЙ ЮБИЛЕЙ БОЛЬШОГО МУЗЫКАНТА ОТМЕТЯТ КОНЦЕРТОМ В ПЕТЕРБУРГЕ

4 марта 2025 года исполняется 100 лет со дня рождения Поля Мориа. Сейчас об этой дате помнят лишь поклонники музыканта. Настоящие коллекционеры готовятся отметить годовщину прослушиванием записей великого оркестра, но некоторым повезет услышать и живую музыку!

2024-11-19 Гранд-оркестр Артема Тетерина (Петербург) в Тамбове (живой звук)

Нет, этот концерт состоится не в Японии, где маэстро был чрезвычайно знаменит, и не в Бразилии, где его хорошо помнят, и даже не на его родине во Франции. Музыка Поля Мориа будет звучать в его день рождения в Петербурге, в концертном зале у Финляндского вокзала, на выступлении Большого эстрадно-симфонического оркестра под управлением Артема Тетерина.

Наш фан-клуб Поля Мориа еще в 2010 году принял Артема в свои ряды. Музыкально одаренный юноша из Перми оказывал всяческую помощь, например записывал на синтезаторе в домашней студии ранние сочинения Поля Мориа, опубликованные лишь в виде нот во Франции в 1950-е и ранние 1960-е годы. Также Артем воспроизводил аранжировки его любимой музыки Поля Мориа, что не оставалось незамеченным. Однажды он даже получил теплое письмо из офиса Мориа и кое-какие ноты по почте для своих упражнений. Это укрепило его желание стать дирижером и исполнять музыку Поля Мориа на достойном уровне. Наконец, в 2022 году наступил подходящий момент отправиться «в большое плавание». В возрасте 23 лет Артем Тетерин собрал собственный оркестр, с которым уже объездил множество городов России.

Большой поклонник Поля Мориа и будущий дирижер собственного оркестра в 2015 году

Надо сказать, что оркестр играет разные программы. Перед музыкантами стоит задача доносить любую музыку до слушателя в авторской манере, будь то произведения Эннио Морриконе или Раймонда Паулса. Но музыка Поля Мориа традиционно занимает в репертуаре оркестра особое место. Пьесы, знакомые слушателям с детства, звучат на концертах так аутентично, что создается ощущение фантастической машины времени, перенесшей весь зал в ту золотую эпоху — с грампластинками, первыми кассетными магнитофонами и твердой верой в светлое будущее.

Как правило, Артем Тетерин в своих партитурах воссоздает стиль Мориа с исключительной точностью. Тут надо отметить, что у самого Мориа некоторые пьесы звучали совершенно по-разному — как на концертах, так и в студиях. Например, знаменитую «La reine de Saba», впервые записанную на пластинку в 1967 году, маэстро впоследствии переосмыслил, записав в 1988 году другую версию, более академичную. Известны разнообразные версии «Penelope», «Чардаша» Монти и многих других произведений. Следуя этой традиции, молодой дирижер иногда предлагает слушателям собственные аранжировки известных пьес из репертуара Мориа, сохраняя их стиль, но меняя партии отдельных инструментов. Сочетание стилистической аутентичности, творческой новизны и исполнительского мастерства сделало петербургский оркестр одним из самых уникальных музыкальных коллективов России.

Концерт к 100-летию со дня рождения Поля Мориа — хороший повод вспомнить, с чего началось путешествие Артема Тетерина по волнам музыки XX века и каким образом его оркестру так здорово удается воплощать звучание знаменитого предшественника.

Дадим слово самому Артему Тетерину.

— Артем, помнишь ли ты, как впервые познакомился с записями оркестра Поля Мориа?

— Да, я прекрасно помню тот момент. Летом, в беззаботные детские годы, я проводил время на даче, окруженный зеленью и свежим воздухом. У нас был старый проигрыватель «Вега», который издавал удивительные звуки с помощью кучи советских пластинок. Среди них выделялась пластинка Поля Мориа «Любовь ушла». С первых нот я оказался под очарованием этой музыки. Каждая следующая мелодия казалась мне еще более запоминающейся, яркой и ритмичной, чем предыдущая. Я бережно сохранил эту пластинку до сих пор, и особенно меня трогает мелодия «Мог ли это быть я?» Хотя, по моим наблюдениям, она не очень известна и нечасто звучит, для меня она остается поистине волшебной. Эта музыка наполняет душу теплом и ностальгией, как будто переносит в те безмятежные летние дни.

— Насколько быстро ты погружался в мир музыки Мориа? Сколько у тебя любимых мелодий его оркестра? Они еще не все сыграны твоим оркестром?

— С детства я был окружен прекрасной музыкой, ведь у меня были настоящие сокровища — виниловые пластинки, которые погружали в мир звуков. Благодаря этому я открыл для себя музыку Поля Мориа довольно рано и быстро. Его мелодии стали для меня настоящим источником вдохновения и эмоций.
Говоря о любимых произведениях, невозможно не выделить хиты, которые принесли известность оркестру Поля Мориа. Однако у меня есть и особые мелодии, которые не так известны широкой аудитории, но для меня имеют особое значение. Одна из них, о которой я упоминал ранее, навсегда останется в моем сердце.
Множество композиций еще ждут своего часа, чтобы мы могли сыграть их с оркестром. Я стараюсь постоянно обновлять концертную программу, включая разнообразные произведения из разных периодов творчества Поля Мориа. Работая над аранжировками, я стремлюсь осовременить эти шедевры, адаптируя их для концертного исполнения, и в то же время сохранить тот уникальный дух эпохи эстрадных оркестров, который делает их такими волшебными.

— Расскажи, как ты решил пойти путем Поля Мориа: стать джазовым пианистом и затем дирижером собственного оркестра?

— Конечно, я не задумывался об этом заранее. Все произошло естественным образом. Сначала я учился как джазовый музыкант, поскольку эта музыка мне близка. Мой творческий путь начался с создания небольшого ансамбля, который исполнял эстрадно-джазовые произведения. Хочу подчеркнуть, что это именно эстрадно-джазовая музыка, а не чисто джазовая.
Далее, наблюдая за музыкальной сценой в России, за концертами и оркестрами, я осознал, что слушателям не хватает именно той музыки, которую я больше всего люблю. Я видел, как симфонические оркестры пытались представлять программы с композициями из репертуара Поля Мориа, но, на мой взгляд, это было не то. Звучание, аранжировки и составы инструментов не соответствовали оригиналу. У меня возникло желание попробовать создать нечто такое, что будет ближе к оригинальному звучанию. Получилось ли это? Это вопрос к публике, которая уже услышала нашу программу в более чем 70 городах России.

— Ты всегда много занимался музыкой самостоятельно. Наверное, теперь самый раз перечислить твоих музыкальных учителей, кроме Мориа. Они тебе многое дали как музыканту?

— Это действительно сложный вопрос. Я бы сказал, что мое музыкальное образование во многом связано с самой музыкой. Оно формировалось через глубокое погружение в разнообразные стили, в творчество различных композиторов и исполнителей. Слушая множество произведений, я приобрел не только музыкальную грамотность, но и способность чувствовать и интерпретировать музыку. Это напоминает процесс чтения книг: чем больше мы читаем, тем шире наше воображение и умение выражать мысли. Музыка для меня стала своеобразным учебником, который обогатил знания и навыки, и за это я благодарен всем своим музыкальным учителям, даже если их имена не всегда на слуху.

— Известно, что ты довольно долго шел к созданию программы Поля Мориа, почти полжизни готовился к этому. Можно ли сказать, что твоя подготовка к этой миссии была комплексной? Ведь ты многое осваивал одновременно — от фортепианной техники до звукорежиссуры — и всё во имя практической цели стать профессионалом.

— Безусловно, я изучал различные записи Поля Мориа, сделанные на концертах, включая записи с пульта звукорежиссера и даже с диктофонов зрителей в зале. Это дало возможность понять, как музыка воспринимается вживую. Я также анализировал подачу музыкальных номеров, обращая внимание на то, как зрители реагировали во время исполнения, через архивные видеозаписи. Это позволило мне уловить концепцию построения программы, чтобы номера шли в нарастающем порядке, создавая эмоциональную динамику.
Кроме того, я внимательно рассматривал видео- и фотоматериалы, которые показывали оркестровую культуру: как музыканты выглядели на сцене, как они были одинаково одеты, и какое освещение использовалось. Ведь когда зритель идет на концерт, у него работают все органы чувств, и мы, артисты, должны использовать это в своей работе. К сожалению, многие об этом забывают.

— Состав твоего оркестра периодически меняется, а в последнее время очень даже существенно. Но от этого оркестр только выигрывает в профессионализме, как отмечают специалисты. Есть ли здесь тут какой-то секрет успеха?

— Нет, секрета здесь нет. Мы, как и любой другой коллектив, постоянно стремимся к совершенству в исполнении и развиваем нашу музыкальную составляющую. В каждом большом оркестре есть свои особенности: мы приглашаем многих музыкантов для участия в мероприятиях. Кто-то из них может не прийти по разным причинам — будь то болезнь или другие обстоятельства. Тем не менее в нашем оркестре остаются и старожилы, которые вносят свой вклад в общее звучание. Вспомните, например, Поля Мориа — у него тоже не было постоянного состава. Музыканты подбирались в зависимости от ситуации: в студиях работали одни, на гастроли приезжали другие. Это естественный процесс, и такая вариативность только обогащает наше исполнение, придавая ему уникальность и свежесть.

— Вопрос от Жиля Гамбюса. У кого ты учился дирижированию?

— На самом деле я никогда не проходил обучение дирижированию. Это искусство, кажется, проявляется во мне естественным образом. Важно установить взаимопонимание с музыкантами, чтобы они могли уловить мои замыслы и требования. Я убежден, что дирижирование — это не только жесты и движения, но и способность передать настроение, эмоции и идеи. Главное — это связь с музыкой и музыкантами, что иногда даже не требует формального дирижирования.

— Вероятно, 100-летие со дня его рождения Поля Мориа привлечет больше зрителей на концерты и юбилейный год будет насыщенным для твоего оркестра. Какое настроение у музыкантов?

— Мы тоже с нетерпением надеемся, что юбилей Поля Мориа привлечет еще больше зрителей, которые смогут насладиться его великолепной музыкой так, как мы это делаем на каждом концерте. Это удивительно: сколько бы мы ни исполняли его мелодий, каждый раз они звучат по-новому, и мы получаем истинное наслаждение от этого волшебства. Настроение у музыкантов? Трудно сказать, сейчас каждый погружен в свои дела, но с приближением репетиций, которые начнутся в конце февраля, все будут полны энтузиазма. Каждый из нас с радостью готовится к этой программе, и мы уверены, что играть не устанем никогда! Мелодии Поля Мориа всегда вдохновляют и дарят новые эмоции.


В день концерта в Москве в 2023 году

В декабре 2024 года Артем Тетерин со своим оркестром впервые посетил Магнитогорск с программой музыки Поля Мориа. Городское концертное объединение сделало грандиозный подарок музыкантам, записав их концерт на видео со студийным качеством. И это было сделано очень вовремя, поскольку в юбилейный год российский фан-клуб хотел так или иначе познакомить зарубежных поклонников Мориа с этим оркестром. Приезжать в другую страну специально на концерт могут позволить себе совсем немногие, а видеозапись концерта в Магнитогорске производит не меньшее впечатление, чем само действо — на зрителей в зале. Зарубежные фанаты высоко оценили усилия Артема Тетерина, а это уже само по себе кое-что значит. Друзья из перуанского фан-клуба даже устроили коллективный просмотр. Для них это был настоящий праздник. Вот некоторые отзывы из разных стран:

«Недавно я видел другое видео, очень хорошее. Но это еще лучше. Огромный прогресс! Это все достойно, и добиться такого результата чрезвычайно сложно. Тетерин молодец, и думаю, что если не зазнается, достигнет большего».
(Александр Гольдштейн (США), композитор и музыкальный оформитель в танцах на льду, заслуженный популяризатор музыки Поля Мориа в СССР)

«Великолепный концерт со всеми хитами Поля Мориа в прекрасном исполнении Санкт-Петербургского симфонического оркестра под управлением Артема Тетерина. Какой прекрасный оркестр! Музыканты явно рады играть и выкладываются по полной. Мне понравилась аранжировка, написанная для музыки к фильму “Мужчина и женщина”. Честно говоря, это большой успех. Спасибо и поздравляю!!!»
Superbe concert avec tous les succès de Paul Mauriat parfaitement interprétés par l’Orchestre de Saint Petersburg dirigé de main de maître par Artem Teterin.
Quel bel orchestre ! Les musiciens sont manifestement heureux de jouer et de donner le meilleur d’eux-mêmes. J’ai apprécié l’arrangement écrit pour la musique du film « Un Homme et une Femme ». Franchement, c’est une grande réussite. Merci et bravo !!!

(Серж Элаик Serge Elhaïk (Франция), знаток оркестровой музыки, биограф Поля Мориа, автор 700-страничной энциклопедии о французских аранжировщиках второй половины XX в.)

«Поздравляем Артема Тетерина, он дирижирует оркестром с изяществом, присущим Полю Мориа, и мы чувствуем, что ему это нравится. Оркестр тоже хорош».
Congratulations to Artem Teterin, he conduct the Orchestra with elegance, as Paul Mauriat and we can feel that he love it. The Orchestra is good too.

(Жиль Гамбюс Gilles Gambus (Франция), композитор и аранжировщик, музыкант оркестра Поля Мориа с 1977 года и помощник Поля Мориа в 1980-е и 1990-е, дирижер оркестра Поля Мориа на концертах в 2000–2004 гг.)

Перуанский фан-клуб Поля Мориа с благодарностью передает привет Артему Тетерину

«Из того, что вы видите и слышите, следует, что это великолепное выступление, и на мгновение я представил, как Поль дирижирует оркестром».
De lo que puede ver y escuchar, es una soberbia ejecución y por un momento me imaginé a Paul conduciendo la orquesta.

(Фернандо Хига Fernando Higa (Перу), автор сайта grandorchestras.com и член перуанского фан-клуба Поля Мориа)

«Музыкальное наследие великого и почитаемого маэстро Поля Мориа живо благодаря вам и вашим поклонникам в России и по всему миру. Огромное спасибо и поздравления каждому из замечательных музыкантов Санкт-Петербургского оркестра!!!»
La herencia musical del Gran y Admirado Maestro Paul Mauriat, se mantiene vigente gracias a ustedes y sus Fans en Rusia y en todo el mundo. Muchas gracias y felicitaciones a cada uno de sus excelentes músicos de la orquesta de St. Petersburg!!!

(Хосе Пеньялоса Салинас José Peñaloza Salinas (Перу), член перуанского фан-клуба Поля Мориа)

«Незабываемо! Стиль Мориа продолжается! Надеюсь, что вскоре туры выйдут за пределы России и дойдут до Перу. Спасибо!»
¡Inolvidable! El estilo Mauriat continúa! Ojalá pronto las giras sean fuera de Rusia y lleguen al Perú. Gracias!

(Хулио Портелла Julio Portella (Перу), член перуанского фан-клуба Поля Мориа)

«Какие воспоминания остались у меня на всю жизнь о Поле Мориа в его доме в Перпиньяне!!! Конечно, я знаю выступления Артема Тетерина, и мне кажется, что он совершенствуется с каждым днем. Удачи вам и продолжайте глубже погружаться в музыку маэстро Мориа».
¡¡!Qué recuerdos tendré toda mi vida de Paul Mauriat en su casa de Perpignan!!! Conozco las actuaciones de Artem Teterin, por supuesto y se ve que va mejorando día a día. Ánimo y a seguir profundizando en la música del Maestro Mauriat.

(Хесус Мануэль Лопес Фернандес Jesús Manuel López Fernández (Испания), друг Поля Мориа)

«Я впечатлен тем, как молодой Артем Тетерин дирижирует оркестром, его подход очень похож на подход Поля Мориа! Он дирижирует элегантно и прекрасно усвоил дух Мориа! Слушать и смотреть новые исполнения мелодий, которые очаровывали мое детство и юность и остаются со мной до сих пор, — неописуемое удовольствие! Музыка и искусство Поля Мориа увековечены в эти моменты и в наших воспоминаниях!»
Estou impressionado com a maneira pela qual o jovem Artem Teterin conduz a orquestra, assemelhando-se muito à postura adotada por Paul Mauriat! Conduz de forma elegante e soube muito bem internalizar o espírito de Mauriat! Ouvir e assistir novas performances de músicas que encantaram a minha infância, adolescência e que ainda me acompanham, é um prazer indescritível! A música e a arte de Paul Mauriat se eternizam nestes momentos e em nossas memórias!

(Даниэль Баррето Daniel Barreto (Бразилия), большой поклонник Поля Мориа и любитель музицирования)

«Какой прекрасный и замечательный способ отдать дань уважения одному из величайших аранжировщиков популярной музыки, Полю Мориа, как это делает Оркестр Санкт-Петербурга под руководством Артема Тетерина. Транскрипции аранжировок и композиций Поля Мориа очень уважительны и точны, достигая высокой степени достоверности благодаря качеству музыкантов, которые действительно превосходны. В этих исполнениях можно почувствовать дух творчества Поля. Очень радует видеть, как его наследие остается живым, актуальным и доступным новым поколениям — как через Оркестр Санкт-Петербурга в России, так и через концерты под руководством Жиля Гамбюса в Бразилии. Поздравляем!»
Que hermosa y mejor manera de rendir tributo a uno de los mejores arregladores de música popular, Paul Mauriat, como el de la Orquesta de San Petesburgo, bajo la dirección de Artem Teterin. Las transcripciones de los arreglos y composiciones de Paul Mauriat son muy respetuosas y fidedignas, alcanzando verosimilitud por la calidad de los músicos , de real excelencia. Uno puede sentir vibrar el espíritu de la obra de Paul en estas interpretaciones. Satisface plenamente ver cómo su obra, tanto por la Orquesta de San Petersburgo en Rusia, así como los conciertos dirigidos por Gilles Gambus en Brasil, se mantiene viva, vigente y al alcance de las nuevas generaciones. Felicitaciones.

(Хорасио Мигель Васкес Horacio Miguel Vazquez (Аргентина), поклонник Поля Мориа и большой фанат другого французского дирижера — Каравелли Caravelli)

новость дополняется

Запись опубликована в рубрике Новости / Articles & News с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

* Copy this password:

* Type or paste password here:

106,949 Spam Comments Blocked so far by WP Spam Stop for WordPress