Редкое по нынешним временам удовольствие — послушать настоящий живой оркестр смогли получить питерские меломаны. В минувшую субботу в Большой концертном зале «Октябрьский» давал свой единственный концерт в Санкт-Петербурге оркестр, которого принято называть приемником оркестра Поля Мориа.
У входа в зал спрашивали лишний билетик многочисленные спекулянты. И правда, билетов в кассе уже не было: яркая многообещающая реклама оркестра Поля Мориа сделала свое дело. Концерт начался с 25-минутной задержкой…
Подготовка слушателей была разной. Большинство было знакомо с репертуаром оркестра Поля Мориа по немногочисленным композициям, звучащим в советское время по радио и ТВ. Французский маэстро при составлении своей международной программы «Посвящение Полю Мориа», конечно, ничего не знал о специфических предпочтениях российской аудитории. Но ничего, что «Жаворонка» не прозвучало и «Крестного отца» не услышали, зато была надежда.
Звук на концерте был хороший, хотя недостаток акустики БКЗ скрыть было нельзя — раздающееся позади эхо не позволяло в полной мере наслаждаться музыкой.
По традиции скрипачи сидели слева, трубачи – справа. Однако струнные и рояль были слышны плохо. Их как будто намеренно глушили трубачи. Барабанщик то и дело стучал только по одному барабану, и поэтому ритм напоминал довольно старомодный стиль из 1960-х, когда ударные установки были весьма просты. Для Поля Мориа контрастная игра ритм-секции была очень важна. Жан-Жак Жустафре в своем оркестре, по-видимому, отдал предпочтение духовым инструментам, и представлял он этих солистов чаще, чем других музыкантов.
В первом отделении преимущественно звучала музыка из репертуара оркестра Поля Мориа, а второе отделение было не в меру насыщено джазовыми композициями. Не однозначно трактовалось участие певицы Рафаэллу Одэн. Джазовые песни Синатры в ее исполнении не пришлись по душе старшему поколению слушателей, молодежь в зале, конечно, была под впечатлением.
Зал бурно реагировал на попурри Майкла Джексона. Когда же оркестр под конец концерта заиграл то, что так долго ждали — попурри “Love is blue” — “El bimbo”, зал разразился аплодисментами. Жаль, это удовольствие длилось не столь долго как хотелось бы, поскольку большой хит — “Love is blue” был представлен в сильно урезанном виде: от целой мелодии остался лишь один куплет.
В фойе продавались лишь программки, а торгаши ходили по залу и предлагали приобрести «все альбомы Поля Мориа на одном диске». Эта фраза у знатоков оркестра Поля Мориа вызывала лишь улыбку.
Подавляла траурность дизайна сцены: черная декорация и черный постамент, минимум цветовых эффектов. Музыканты отдавали дань Полю Мориа в черных пиджаках и черных рубашках, лишь на Жустафре была белая рубашка. Певица также была вся в темном.
Концерт в Петербурге завершился остроумно. Был сыгран последний номер программы, когда, перелистывая ноты, Жустафре вдруг наткнулся на пустой лист. Он обернулся к залу с характерным жестом: «похоже, сыграть уж больше нечего …». И вот в этот момент посыпались заявки: даешь «Шербурские зонтики», «В мире животных»!!!…. Жустафре ненадолго посовещался с музыкантами, и на сцену вновь вошла Рафаэлла Одэн. Зазвучала песня из кинофильма «Мужчина и женщина». Ну что ж, неплохо для дебюта нового гранд-оркестра.
………..Имя Поля Мориа на афишах. Возникает ряд теплых воспоминаний о прекрасных мелодиях и фильмах, известных не одному поколению.
Куплены билеты. Вечер обещает быть приятным. Первая неприятность произошла в фойе Октябрьского зала – программка на иностранном языке. Оглянулись, странно, вокруг только русская публика. Затем первое и второе отделения, состоящие из джазовых мелодий с французским акцентом, что весьма было бы подходяще для ресторанной публики. Вероятно, устроители концерта ошиблись сценой. Хотя они от этого только выиграли — хорошие гонорары.
А мы, как слушатели, огорчились не только испорченному вечеру, но и неуважительному отношению к творчеству композитора.