Во время многих концертных туров Поля Мориа часто спрашивали о его музыкальных пристрастиях. Ответы Мориа были столь же разнообразны как был велик диапазон жанров мелодий в репертуаре его оркестра. Eще один любитель хорошей музыки и великих музыкантов, включая Поля Мориа, Алан Чонг из Сингапура постарался сложить цельную картину. Вы можете прочитать его обзор записей Поля Мориа. Без сомнения вам понравится.
During a lot of concert tours Paul Mauriat often asked about his musical tastes. Mauriat’s answers were as varied as was huge range of genres of tunes in the repertoire of his orchestra.. One more amateur of all good music and great musicians, including Paul Mauriat, Alan Chong from Singapore tried to lay down a coherent picture. Here you can read Alan’s review on Paul Mauriat’s recordings. Without doubt you will like it.
Appreciating the Music of Paul Mauriat in the 1960s: a Kaleidoscope of Innovation,
the Beat and Ballads
РАЗБИРАЯ МУЗЫКУ ПОЛЯ МОРИА 1960-х:
КАЛЕЙДОСКОП ИННОВАЦИЙ, БИТ И БАЛЛАДЫ
For fans of Paul Mauriat, the maestro became known as a brand name only from the 1960s onwards. Technically, his name appeared alongside the label «orchestra» and «grand orchestra» only from around 1965. Before that, he recorded under the artiste name «Les Satellites» where the later albums – the ones I was able to spot – featured the words «arrangements by Paul Mauriat».
Для поклонников Поля Мориа имя маэстро стало известно в качестве бренда лишь с 1960-х годов. Технически оно появилось в сочетании со словами «оркестр» и «большой оркестр» только в 1965 году. До этого времени он записывался под псевдонимом «Сателлиты», альбомы которых — те, которые я смог обнаружить – имели надпись «аранжировки Поля Мориа».
The identification of Mauriat with a grand orchestra was more than a mere name change. Paul Mauriat had entered the mainstream wave of the popular music of the 1960s. I call this phase of Mauriat’s output in the 1960s ‘the innovation, the beat and the ballads». To understand why this is so, and what are the characteristics of the maestro’s sound, a short summary of the popular music of the 1950s and early 1960s is necessary.
Идентификация Мориа с гранд-оркестром была больше, чем просто изменение названия. Поль Мориа вошел в мейнстрим популярной музыки 1960-х годов. Я называю эту фазу творчества Мориа в 1960 «инновации, бит и баллады». Чтобы понять, почему это так, и каковы особенности звука маэстро, необходимо дать краткий обзор состояния популярной музыки 1950-х и начала 1960-х годов.
[Here’s a small suggestion to add to your appreciation: play something you like from the 1950s while you read the next section; then Mauriat’s «BLOOMING HITS» CD/LP for the remainder of this article]
[Небольшое предложение: пусть играет то, что вы любите из 1950-х пока читайте следующий раздел; а затем включите LP/CD Поля Мориа «BLOOMING HITS» на оставшуюся часть статьи]
The 1950s in Popular Music
1950-Е ГОДЫ В ПОПУЛЯРНОЙ МУЗЫКЕ
It is always hard, and very unfair to summarize a whole decade in popular music. But if someone asked me to do so, I would respond by pointing out the special position of singer Nat King Cole – his career hit its peak in the 1950s and saw him trying his vocals against a range of styles that ran from jazz piano trios, big band, lush orchestral ballads and towards the later albums, touches of laid-back country ballads. Cole’s contemporaries who made the pop charts, such as Peggy Lee, Dean Martin, Johnny Mathis, Rosemary Clooney, Doris Day and Vic Damone, all performed to either swing, jazz or lush ballads.
Всегда трудно и очень несправедливо обобщать целое десятилетие в популярной музыке. Но если кто-то попросил меня это сделать, я бы ответил, остановившись на имени Нэт Кинг Коула, чья карьера достигла своего пика в 1950-х годах, когда он пробовал свой вокал в различных стилях, — джазовых фортепианных трио, биг-бэнде, пышных оркестровых балладах и, в более поздним альбомах, балладах в стиле кантри. Вошедшие в поп-чарты современники Коула, такие как Пегги Ли, Дин Мартин, Джонни Матис, Розмари Клуни, Дорис Дэй и Вик Дамоне, все они исполняли свинг, джаз либо пышные баллады.
Broadway musicals with their extensive use of sweeping strings also added to variations upon swing and ballads. It seemed most artistes followed a relatively standardised form. One of the foremost instrumentalists at the time, the Mantovani orchestra, tracked this dominant style in his arrangements. It is not surprising that if one wanted an orchestra to play the 1950s down memory lane, it had to be Mantovani’s cascading sound of violins. His violins «voiced» the velvet perfections of the singers associated with many hit tunes of that era.
Бродвейские мюзиклы с их широким использованием ансамблевого звучания струнных также наложили отпечаток на свинг и баллады. Казалось, что большинство исполнителей придерживались какой-то стандартизированной формы. Один из ведущих инструментальных коллективов того времени, оркестр Мантовани, в своих аранжировках следовал этому доминирующему стилю. Никого не удивило бы, что если при выборе оркестра, символизирующего память о 1950-х годах, зазвучал бы звук каскадов скрипок оркестра Мантовани. Эти скрипки «говорили» бархатистым совершенством вокалистов, имена которых ассоциировались со многими хитами той эпохи.
But as one can see from the snapshot of the chart-toppers from the mid to late 1950s, below, collected off the Internet, there was tremendous experimentation with changing tempos in music. The new tempos seemingly took the art of dance out of ballrooms and concert halls into the bars, open air cafes, seaside promenades and streets. Elvis Presley, Perez Prado, Bobby Darin and the rise of «Motown» and «Atlantic» styles of soul music also began making their presence felt. The tempo became more frenetic, even fused with fast and slow beats, in very unpredictable ways. It might be said that the rise of the electric guitar and the emerging «twang» in pop music added to what was to come in the 1960s.
Однако, как видно из взятой в интернете таблицы популярности, приводимой ниже, в промежутке между серединой и концом 1950-х годов имели место грандиозные эксперименты с изменением музыкального темпа. Кажется, что новые ритмы ввели искусство танцевальных и концертных залов в бары, открытые кафе, на улицы и набережные. Стали ощутимыми Элвис Пресли, Перес Прадо, Бобби Дарин и появившаяся соул-музыка стилей от фирм «Motown» и «Atlantic». Темп стал более неистовым и даже стал очень непредсказуемо сливаться с быстрыми и медленными ритмами. Можно сказать, что расцвет электрогитары с начавшимся «твангом» в поп-музыке добавился к тому, что должно было произойти в 1960-х.
Here’s a sample of mid-late 1950s pop hits, read off
the music fan website:
Здесь образцы средне-поздних эстрадных хитов 1950-х с
музыкального фан-сайта:
- Don’t Be Cruel/Hound Dog……………………….Elvis Presley
- Cherry Pink And Apple Blossom White……….Perez ‘Prez’ Prado
- Sincerely ……………………………………………….The McGuire Sisters
- Singing The Blues……………………………………Guy Mitchell
- Mack The Knife………………………………………Bobby Darin
- All Shook Up………………………………………….Elvis Presley
- Rock Around The Clock…………………………..Bill Haley & His Comets
- The Wayward Wind ………………………………..Gogi Grant
- Sixteen Tons …………………………………………»Tennessee» Ernie Ford
- Heartbreak Hotel…………………………………….Elvis Presley
- Love Letters In The Sand………………………….Pat Boone
- Jailhouse Rock ………………………………………Elvis Presley
- (Let Me Be Your) Teddy Bear……………………Elvis Presley
- At The Hop……………………………………………Danny & The Juniors
- Love Is A Many-Splendored Thing…………….Four Aces
- Rock And Roll Waltz……………………………….Kay Starr
- The Poor People Of Paris ………………………..Les Baxter
- The Yellow Rose Of Texas……………………….Mitch Miller
- Memories Are Made Of This…………………….Dean Martin
- April Love……………………………………………..Pat Boone
- The Battle Of New Orleans……………………….Johnny Horton
- Young Love……………………………………………Tab Hunter
- It’s All In The Game………………………………..Tommy Edwards
- The Purple People Eater………………………….ShebWooley
- Tammy…………………………………………………Debbie Reynolds
1961 – 1964 «Les Satellites«
1961 – 1964 «САТЕЛЛИТЫ»
One particular fusion form was the twist and slow rock performed for young dancers featuring massed or solo electric guitars featuring a singer, or in the case of Paul Mauriat operating behind «Les Satellites», a choir singing catchy melodies, spiced at intervals with an organ riff, a very rhythmic saxophone interlude and very disciplined and regular percussion. The sound of «Les Satellites» attempted to catch the trendier edges of the late 1950s when it started recording commercially between 1961 and 1964. This fact may have to be revised if the archival records of popular music are opened up for Mr. Mauriat’s earlier music history. In any case, «Les Satellites» played it safe on tracks such as «Chariot» , a French version of Ray Charles «Hit the Road, Jack» , «Ballade a Sylvie» , «Voila, voila» and «Les amantes sapares» (More) .
Среди молодой публики стал популярен стиль музыки, соединивший твист и слоу-рок, исполняемой группой электрогитар или сольной гитарой, сопровождающими вокалиста, или, в случае Поля Мориа с «Сателлитами», хора, поющего прилипчивые мелодии, с периодическими включениями органных рифов, ритмичной саксофонной интерлюдии и чёткой перкуссии. Когда «Сателлиты» начали коммерческие записи в период 1961-1964 гг. их звучание соответствовало моде конца 1950-х. Указанные даты могут измениться после исследования закрытых пока в архивах более ранних записей Мориа. В любом случае «Сателлиты» играли популярные тогда треки, такие как «Chariot» , французскую версию песни Рэя Чарльза «Hit the Road, Jack» , «Ballade a Sylvie» , «Voila, voila» и «Les amantes sapares» (More) .
Thanks to the kind efforts of the Paul Mauriat Club of Russia, I was able to listen to these samples retrieved by collectors from some very old records released only in France. Listening for the first time to «Les Satellites», one gets the impression that these are typically vintage from those early years when the maestro had yet to establish his definitive sound. They might send you gyrating in your living room for a while – then you realise it was just like any number of those experimental songs in the late 1950s pop music charts.
Благодаря усилиям российского Фан-клуба Поля Мориа я смог прослушать образцы записей старых пластинок, сохранившихся у коллекционеров, которые выпускались лишь во Франции. При первом прослушивании «Сателлитов» может создаться впечатление, что это типовые классические записи музыки тех ранних лет, когда маэстро ещё предстояло найти своё характерное звучание. Они могли бы заставить вас сделать несколько танцевальных движений по полу вашей гостиной, а потом вы осознаёте, что это звучит подобно любой из тех популярных песен из топ-чарта конца 1950-х.
A good gauge for contextualizing the sound of «Les Satellites» is to pay attention to the soundtrack of the 2012 French romantic comedy «Populaire» – which I watched by chance on a long flight, with subtitles, of course. It was a story about a young typist from rural France who was mentored through several missteps by her boss – and ultimately to be her husband – to become champion of the world international typing competition in the USA. Alongside Nat King Cole songs, «Populaire» featured several slow rock and twist numbers reminiscent of «Les Satellites». I must also add one final observation about the musical context of the film «Populaire», even though it is technically outside the scope of this review. In the closing scenes, after the female protagonist Rose Pamphyle, gets her prize and her man in embrace, the Master of Ceremony announces in a romantic sigh: «America for efficiency, and France for love!» That ushers in what I have to say next about how Mauriat defined the «amour» in French popular orchestral music.
Прекрасным критерием для понимания звучания «Сателлитов» может послужить саундтрэк французской романтической комедия «Любовь на кончиках пальцев» 2012 года, которую я случайно посмотрел, разумеется, с субтитрами, во время одного длительного авиаперелета. Это история о молодой француженке из сельской местности, работающей машинисткой, наставником которой после несколько оплошностей, которые он не смог стерпеть, стал ее босс, в конце концов, ставший ее мужем, а она сама — чемпионом мира на международном конкурсе машинисток в США. Наряду с песнями Нэт Кинг Коула фильм содержит несколько слоу-роковых и твистовых номеров, напоминающих записи «Сателлитов». Я должен также добавить одно последнее замечание о музыкальном контексте этого фильма, хотя это выходит за рамки темы данного обзора. В заключительной сцене после того как героиня Роуз Памфиль получает свой приз и заключает своего мужчину в объятия, конферансье объявляет с романтическим вздохом: «Америка для бизнеса, а Франция для любви!» В связи с этим далее я просто обязан рассказать вам о том, как Мориа определил понятие «любовь» во французской популярной оркестровой музыке.
1965 — 1968 «Listen To Paul Mauriat!» … and «Blooming Hits»
1965 — 1968 «LISTEN TO PAUL MAURIAT!» … И «BLOOMING HITS»
By 1965, Paul Mauriat had launched his first full album under his own name featuring a whole new sound that came across as orchestral arrangements meet pop. «LISTEN TO PAUL MAURIAT!» was also known as «PAUL MAURIAT ALBUM No.1» in France and the UK. My sample for this report comes from the Japanese remaster collection – also on Russia’s «RMG records» re-release – as «LISTEN TO THE FABULOUS PAUL MAURIAT ORCHESTRA» featuring a petite lady walking through a summer forest with an expression of enchantment on her face. It is labelled as being released for the Japanese market in 1966 by «PHILIPS».
К 1965 году Поль Мориа выпустил первый полноценный альбом под своим собственным именем, демонстрируя совершенно новое звучание, которое можно определить как оркестровую аранжировку поп-музыки. Во Франции и Великобритании альбом «LISTEN TO PAUL MAURIAT!» был также известен как «PAUL MAURIAT ALBUM No.1». Для настоящего обзора я использовал японское ремастированное издание этого альбома с изображением на лицевой обложке миниатюрной леди, идущей через летний лес, лицо которой выражает очарование. На диске отмечено, что он выпущен для японского рынка в 1966 году фирмой «Philips». (Диск также переиздан в России компанией «RMG рекордз» под названием «LISTEN TO THE FABULOUS PAUL MAURIAT ORCHESTRA»).
Tracks like «Mon coeur d’attache» , «Le ciel, le soleil et la mer» and «Attends ou va-t’en» took what sounded like arrangements worthy of Tchaikovsky and Mozart in a symphony setting and paired them with rock percussion, twang guitars and drums. Imagine sweeping string passages amidst a fast flowing river of rock instruments. Charles Aznavour’s hit «La boheme» became transformed through a Chopinesque piano introduction that gave way to very florid harpsichord playing that literally evoked the song’s celebration of a Bohemian character. Then the Italian pop hit «Io che non vivo» , better known as the Dusty Springfield hit «You Don’t Have to Say You Love Me», plays to Mauriat’s deliberately dramatic flourish of orchestral crescendos opening and closing a Mozart-like piano solo amidst the sea of strings in the mid sections. All this while, the percussion and harp repeat a near hypnotic pop rhythm, reminding you that you are in Mauriat sonic territory, not a classical concert from the nineteenth century!
Трэки «Mon coeur d’attache» , «Le ciel, le soleil et la mer» и «Attends ou va-t’en» звучат как аранжировки, достойные Чайковского и Моцарта, если бы они совместили симфонический фон с рок-перкуссией, гитарами и барабанами. Представьте себе захлёстывающие струнные переходы среди быстрого потока инструментов, характерных для рока. Хит Шарля Азнавура «La boheme» преображается после фортепианного вступления в шопеновском стиле, переходящем в витиеватую игру клавесина, что буквально придаёт песне богемский характер. Затем итальянский поп-хит «Io che non vivo» более известный как песня «You Don’t Have to Say You Love Me» в исполнении Дасти Спрингфилд, звучащий у Мориа с выражено драматическим оркестровым крещендо, начинающимися и заканчивающимися фортепианными соло в стиле Моцарта, и всё это как бы в море скрипок. Все это время ударные и арфы повторяют почти гипнотический поп-ритм, напоминающий о том, что вы находитесь на территории звука Мориа, а не на концерте классической музыки 19 века!
By the time we reach 1968’s chart topper, «BLOOMING HITS», the main features of the Mauriat grand orchestra style are already identifiable. The daring painted nude model on the cover says it all: flower power, sexy curves/groovy movements, human creativity, and a new popular fashion – the Paul Mauriat sound. As Dick Lochte wrote in the liner notes of the LP, this is the instrumentalist playing the «Now Sound» or the «Sound of Today». Listen carefully to «L’amour est Bleu» and you realize that this is no ordinary pop song played instrumentally.
К появлению лидера чартов популярности 1968 года, альбома «BLOOMING HITS», основные особенности стиля гранд-оркестра Мориа уже очевидны. Внешнее оформление альбома с ярко раскрашенной обнаженной моделью говорит всё – сплошные цветы, сексуальные формы, заводные движения, творчество личности и новая популярная мода – это звук Поля Мориа. Как писал Дик Лохте в буклете для LP, — этот музыкант играет «Сегодняшний звук» или «Звук сегодняшнего дня». Послушайте внимательно «L’amour est bleu» , и вы поймете, что это не просто обычная популярная песня, которая исполняется инструментально.
The neo-classical string arrangement that leads into the tune seems to mean actually a clever twist on Alessandro Marcello’s eighteenth century Oboe Concerto in D Minor. Pick up the oboe introduction and quicken its pace and you have the opening inspiration of «L’amour est Bleu». Substitute the original Vicky Leandros’ vocals with the harpsichord and one achieves a surreal, eternal quality to the music that is at once «Baroque» and «forward innovation». «Love is Blue» as it is better known, has become a classic, if you ask me, simply because it has been arranged according to a clever fusion formula that evokes a pure classical idea of the romantic, married to massed trumpets, tight drum work and well-timed bass lines. Right in the middle, you get Mauriat’s flowery signature with the harpsichord. «Love is Blue» never ages. It will forever be associated with the 1960s pop scene – but simultaneously associated with innovation.
Неоклассическая струнная аранжировка так лидирует в мелодии, что кажется, это означает на самом деле умный поворот к Концерту для гобоя в ре-минор Алессандро Марчелло 18-го века. Прислушайтесь к вступлению гобоя и ускорьте его темп — и вам как бы слышится «L’amour est bleu». Замените оригинальный вокал Вики Леандрос клавесином и тогда вы услышите сюрреалистическую музыку того вечного качества, которое, будучи «барокко», одновременно является и «передовой инновацией». «Love is Blue», как известно, стала классикой, и если вы спросите меня, то просто потому, что эта мелодия была аранжирована в соответствии с умно синтезированной формулой, которая сочетает чисто классическую идею романтики, замешанной на концентрированном звуке труб, чёткой работе ударных и удачно размещённых линий баса. И в середине вещи вы наткнетесь на цветастую подпись клавесином самого Мориа. «Love is Blue» не стареет. Она всегда будет ассоциироваться с поп-сценой 1960-х годов и одновременно с инновациями.
Listen to it right after reading this review and you’ll be surprised to rediscover its almost refreshingly evergreen mix of movement, introspection [the harpsichord does that with a chiming effect!] and grace. Dip into the rest of the selections and your breath is simply taken away with «Penny Lane» , «A Kind of Hush» , «Mama» (When My Dollies Have Babies) , «Inch Allah» and «Puppet on a String» . The fast fluid rhythms, the nifty drum beats, the bright trumpet blasts, and the frequent intervention of classical horn notes describe a huge dimension to 1960s musical innovation – in the hands of Paul Mauriat.
Послушайте её запись сразу после прочтения этой части обзора и вы будете удивлены, когда вновь откроете ее почти освежающее вечнозеленое сочетание движения, рефлексии [клавесин вызывает ее своим щипковым звучанием!] и грациозности. Затем окунитесь в звуки остальных мелодий альбома и у вас перехватит дыхание от «Penny Lane» , «A Kind of Hush» , «Mama» (When My Dollies Have Babies) , «Inch Allah» и «Puppet on a String» . Быстротечные ритмы, изящные барабанные биты, яркие трубные звуки и частое включение классической трубы дают понимание огромного музыкального новшества 1960х, созданного руками Поля Мориа.
To top it all, the album opens with a Latin flavoured arrangement of «Somethin’ Stupid» that allows the strings to do all the singing, aided brilliantly by a wordless chorus that amplifies the cosy romance that was originally kindled in the song by Frank and Nancy Sinatra. It is no wonder «BLOOMING HITS» turned out to be an instrumental best seller in the entire history of pop music.
И сверх всего сказанного, альбом открывается ароматизированным в латиноамериканской манере «Somethin’ Stupid» , что позволяет струнным инструментам буквально петь, которым помогает бессловесный хор, который усиливает приятный роман в оригинальной песни Фрэнка и Нэнси Синатра. Так что не удивительно, что альбом «BLOOMING HITS» оказался инструментальным бестселлером за всю историю поп-музыки.
«World Top Hits» (1967) to «La Reine de Saba» (1968)
ОТ «WORLD TOP HITS» (1967) К «LA REINE DE SABA» (1968)
Two other Sixties highlights of Mauriat’s grand orchestra for me are the 1967 LP «WORLD TOP HITS» and 1968’s «LA REINE DE SABA». «WORLD TOP HITS» is a prequel to «BLOOMING HITS». Look carefully over the pop chart serenades:
Следующие для меня два ярких диска гранд-оркестра Поля Мориа 1960-х это «WORLD TOP HITS» 1967 и «LA REINE DE SABA» 1968. «WORLD TOP HITS» является как бы подходом к альбому «BLOOMING HITS «. Посмотрите внимательно на поп-чартовские серенады:
«WORLD TOP HITS»
LP Philips SFX-7068 (Japan)
1. La Chanson De Lara (Lara’s Theme) — du film «Le docteur Jivago»
2. Un Homme Et Une Femme — du film «Un Homme et une femme»
3. Paris en colere — du film «Paris brule-i-Il?»
4. Merci, cherie
5. En bandouliere
6. Love Me, Please Love Me
7. Celine
8. Winchester Cathedral
9. Sunny
10. J’attendrai («Reach Out I’ll Be There»)
11. Noir c’est noir («Black Is Black»)
12. Guantanamera
13. A Taste Of Honey
14. My Love («Mon amour»)
You will quickly realize that Mauriat is literally claiming that whatever works as a vocal hit, is also an instrumental hit, under his baton. This exciting mixture of fluid rhythms, grandly arranged orchestral horns to simulate cinematic soundstages, touches of rhythm and blues organ arrangements and slices of jazz trumpet add to the aura of hipness and joy of life in this album.
Вы быстро поймете, что Мориа буквально заявляет о том, что всё, являющееся вокальным хитом, может, под его дирижёрской палочкой, стать инструментальным хитом. Это захватывающая смесь подвижных ритмов, грандиозно аранжированные оркестровые трубы для имитации кинематографических звуковых сцен, призвуки «ритм-энд-блюзовыз» органных аранжировок и вставки джазовой трубы добавляют ауре модности и радости жизни в этом альбоме.
Dutton Vocalion has recently remastered the other international edition of «WORLD TOP HITS» under the title «MORE MAURIAT», featuring a two seater all glass helicopter cockpit on the front. If you recall the contemporary films of the late 1960s, the helicopter was a vision of the future that accompanied shorter skirts and the glamour of modelling within popular fashion. «MORE MAURIAT» was a fashion parade for the «in crowd»:
Фирма «Dutton Vocalion» недавно переиздала другое международное издание альбома «WORLD TOP HITS» под названием «MORE MAURIAT», на лицевой обложке которого изображена стеклянная кабина двухместного вертолета. Если вспомнить фильмы конца 1960-х, вертолет в них был видением будущего, вместе с короткими юбками и гламурностью моды. Диск «MORE MAURIAT» был дефиле для «своей толпы».
There are two additional tracks in «MORE MAURIAT» not found in «WORLD TOP HITS» but the formula is there. Any vocal hit in the charts could also be given a new dimension when rendered instrumentally. This is a formula which Mauriat would continue practising into the 1980s.
Диск «MORE MAURIAT» включает два дополнительных трека, которых нет в «WORLD TOP HITS», но формула его сохранена. Любому вокальному хиту в чартах могут быть приданы новые измерения в инструментальной обработке. Эту формула Мориа будет продолжать практиковать вплоть до 1980-х.
During the 1950s, popular music had already witnessed the entry of Latin influences via Perez Prado in the pop charts. This steady trickle mushroomed into an explosion of Latin-infused pop sounds. 1968’s «LA REINE DE SABA» captured this for Paul Mauriat’s discography with a big twist. You need not actually associate Latin tunes with Latin themes, you could connect them with «WORLD TOP HITS» and «MORE MAURIAT». Listen to the maestro’s incredibly «Cappuccino-rich» arrangement of «Une homme et une femme» (Francis Lai’s «A Man and a Woman») with its soaring horn and swirling strings and you see its formula reprised in songs like «Maria-la-o» , «Lamento Borincano» , «Perfidia» , «La Rosita» and «Summer Samba» .
В 1950-е годы благодаря Пересу Прадо поп-чарты популярной музыки попали под латиноамериканское влияние. Первоначальный ручеёк латинос вдруг взрывообразно вырос до огромного сектора музыки, заваренной на латиноамериканских ритмах. Альбом «LA REINE DE SABA» 1968-го отражает этот резкий поворот в дискографии Поля Мориа. Не надо ассоциировать латиноамериканозвучащие мелодии с латиноамериканскими темами, просто послушайте диски «WORLD TOP HITS» и «MORE MAURIAT». Послушайте «перекапучининную» аранжировку «Une homme et une femme» (музыка Франсиса Лея к фильму «Mужчина и женщина») с её парящей трубой и вихрем струнных, и вы увидите повтор этой же формулы в таких мелодиях как «Maria-la-o» , «Lamento Borincano» , «Perfidia» , «La Rosita» and «Summer Samba» .
I thought «Aranjuez» was odd – it tracked the original composition by Rodrigo too closely. Here I’d much prefer Manuel and the Music of the Mountains’ more viola laden treatment, but the rest of Mauriat’s LP swings the Latin way marvellously. «Guantanamera» captures the lightly happy, celebratory approach that makes the tune a must-play at Latin American weddings. Here Mauriat gets the guitarist to do the introduction and repeats this flowing musical hook in the middle and at the end. In between, the mid-tempo massing of the strings evokes the gyrating motions of ladies with wide colourful skirts swaying on the stage of any celebration.
Кажется, что трэк «Aranjuez» находится несколько в стороне от настроения остального альбома, поскольку он очень близок к оригиналу композитора Родриго. Я лично предпочитаю слушать оркестровую версию этого произведения в исполнении Manuel and his Music of the Mountains, в остальном же пластинка Мориа очень хорошо изображает латиноамериканский стиль. «Guantanamera» имеет ту легкость счастья, граничащей с праздником, что делает мелодию обязательной для исполнения на латиноамериканских свадьбах. В ней Мориа во вступлении вводит партию гитары, и партия гитары выражена также в середине и в конце композиции. А между ними, в среднем темпе, ансамбль струнных заставляет дам в широких разноцветных юбках, которые всегда присутствуют на таких торжествах, радостно кружиться на праздничной сцене.
One dynamite-like standout track is Mauriat’s homage to South African singer Miriam Makeba’s most important international hit «Pata Pata» . Frankly, I’d never heard it before this version – fully evocative of a carnival with past paced string work spiced with nifty trumpet blasts that is guaranteed to get you moving in rhythm even if you are in a chair! This was exactly what Miriam intended in her original lyrics. No wonder they called the Sixties the «swinging decade»!
Один взрывной трэк этого альбома является данью Мориа южноафриканской певце Мириам Макеба в форме её самого знаменитого международного хита «Pata Pata» . Честно говоря, до версии Мориа я никогда не слышал этой мелодии – полное впечатление как от карнавала с несколько отстающей от хода темы партией струнных, приправленной изящными трубными звуками, что гарантированно вызовет у вас ритмичные движения, даже если вы сидите в кресле! Это именно то, о чем Мириам пела в своей песне. Неудивительно, что 1960-е годы называют «танцующее десятилетие»!
« The Wonderful World of Rhythm and Blues» / «The Soul of Paul Mauriat» (1969) and «Aquarius» / «Prevailing Airs» (1969)
«THE WONDERFUL WORLD OF RHYTHM AND BLUES» / «THE SOUL OF PAUL MAURIAT» (1969) и «AQUARIUS» / «PREVAILING AIRS» (1969)
Before I end this review, there are two spectacular albums that cement Mauriat’s musical output for the 1960s. «THE WONDERFUL WORLD OF RHYTHM AND BLUES» from 1969 is a trip into «Motown» and «Atlantic» label territory – soul and R&B from the likes of James Brown, Otis Redding, Percy Sledge, Diana Ross and the Supremes, Aretha Franklin, Wilson Pickett, the Temptations and many others.
Прежде, чем закончить свой обзор, расскажу о двух великолепных альбомов, которые наглядно подводят музыкальные итоги Мориа в 1960-х годах. Диск «THE WONDERFUL WORLD OF RHYTHM AND BLUES» 1969 года можно рассматривать как путешествие на территорию лейблов «Motown» и «Atlantic» – стилей соул и ритм-энд-блюз, в которых работали такие как исполнители как Джеймс Браун, Отис Реддинг, Перси Следж, Дайана Росс и The Supremes, Арета Франклин, Уилсон Пикетт, Temptations и многие другие.
Imagine a white Frenchman, classically trained, experimenting with fusions of Baroque and Slow Rock attempting Soul, «R&B»: you get an instrumental pastiche of 60s music quite unlike anything the maestro has ever produced – it is certainly groovy, BUT with a lot of attitude and mind blowing sonic possibilities!
Представьте себе белого француза, получившего классическое образование, который экспериментирует со слиянием барокко и слоу-рока, использует также соул, ритм-энд-блюз, и в итоге получается инструментальная мозаика музыки 1960-х, весьма не похожая ни на что другое когда-либо созданное маэстро, — обычная, на высоком уровне, но с большими и головокружительными звуковыми возможностями.
Start with «My Girl» for instance: the introductory notes sound like something at once from the inner city urban landscape and of a little street in China, perhaps…then the strings sweep in like a dramatic operatic diva to take up the main melody. This transforms what was originally a male centred vocal into something more androgynous and a fantasy trip into Loveland, punctuated with trumpets and guitars, and drums.
Начнем, например, с записи «My Girl» : здесь вступительные ноты звучат как-то сразу вызывая картинку внутренних кварталов города и какой-то маленькой улицы в Китае, — возможно… затем вступают скрипки, подобно драматической оперной диве, и подхватывают основную мелодию. Это превращает первоначально ориентированный на мужчину вокал в нечто более гермафродитное, в фантастическое путешествие в Страну Любви, с возникающими по ходу трубами, и гитарами, и барабанами.
The Supremes’ «You keep me hangin’ on» is another such surprise under Mauriat’s baton: it opens up with a jangling movement played by guitar dueting with percussion, then the wordless female chorus adds a whole new dimension to complementing the string work and jaunty rhythms. What style is this? It is musical soul a la Mauriat…
«You Keep Me Hangin’ on» , из репертуара “The Supremes”, под дирижерской палочкой Мориа также превращается в сюрприз: открывается перемежающимся дуэтом гитары и перкуссии, после чего бессловесный женский хор добавляет новое измерение к работе скрипичных и бойким ритмам. Какой стиль это такое? Это музыкальная душа а-ля Мориа…
For those who hanker after a more traditional soul sound, «Unchain my Heart» and «Respect» exhibit a more mainstream chord. Then listen to James Brown’s signature «It’s a man’s, man’s world» and you witness Mauriat weaving Baroque oboe into hip-swaying soul all over – transporting the listener into blissful hypnosis for several minutes.
Для тех, кто жаждет более традиционного соула — «Unchain My Heart» и «Respect» показывают более мейнстримовское звучание. Затем послушайте знаменитую мелодию Джеймса Брауна «It’s a Man’s, Man’s World» , и вы станете свидетелем как Мориа вплетает барокканский гобой в хип-свейевский соул, вводя слушателя на нескольких минут в состояние счастливого гипноза.
Overall I’d say this album is UNPRECEDENTED and elevates Paul Mauriat as a pop music master. Soul / R&B never sounded so good INSTRUMENTALLY.
В целом, я бы сказал, что этот альбом является БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫМ и возвышает Поля Мориа как мастера поп-музыки. Соул / ритм-энд-блюз никогда прежде не звучали так хорошо инструментально.
Continuing with this exotic soul-pop sound is 1969’s «AQUARIUS» LP, which has been retitled «PREVAILING AIRS» in some national markets:
Продолжает этот экзотический соул-поп пластинка 1969 года «AQUARIUS», которая была названа «PREVAILING AIRS» на некоторых национальных рынках:
The picture on the cover of the LP says it all: a young girl playing at colourful balloons. The atmosphere is light hearted and the musical road ahead is filled with many colours.
Изображение на обложке пластинки говорит само за себя: молодая девушка играет с красочными воздушными шарами. Легкосердечная атмосфера и музыкальная дорога впереди наполнена множеством цветов.
Mauriat somehow weaves in happy Italian pop themes with sentimental, meditative French chanson like «Un jour, un enfant» and «Catherine» ; then kicks up the tempo with the forward-sounding «Aquarius» with its rock-like guitar and organ notes shading nicely into the gospel-like «Oh, Happy Day» featuring the familiar harpsichord playing melodies associated with the country fair and an inspired round of choruses in Church. His chorus sings «Oh, Happy Day» to complete the effect.
Мориа каким-то образом вплетает в популярные итальянские темы сентиментальный, задумчивый французский шансон, например как в «Un jour, un enfant» и «Catherine» ; затем поднимает темп мобилизующей «Aquarius» с рок-гитарой и органными нотами, плавно переходящей в госпелоподобный «Oh, Happy Day» , включающий знакомый нам клавесинный проигрыш, который ассоциируется с деревенской ярмаркой и вдохновенным церковным хором. Его хор поет: «Oh, Happy Day», тем самым завершая этот эффект.
Some of you might say that this is just an extension of 1969’s «THE WONDERFUL WORLD OF RHYTHM AND BLUES». The next track «Sweet Charity» confirms the soulful mood and the up-tempo «Say a Little Prayer» concludes the soul connection on a happy positive note. Do watch out for the booming bass and exciting drums on «Say a Little Prayer» that transforms Aretha Franklin’s version into Mauriat’s own interpretation of the soulful side of Burt Bacharach’s composition. The result is a playful duet between saxophone and strings with a GROOVE that’s as memorable as a shiny, polished marble hall.
Некоторые из вас могут сказать, что это просто продолжение диска «THE WONDERFUL WORLD OF RHYTHM AND BLUES» 1969 года. Следующий трек «Sweet Charity» подтверждает эмоциональный настрой, а высокотемповая мелодия «I Say a Little Prayer» завершает соул-контакт на счастливой позитивной ноте. А послушайте рокот басов и барабаны в «I Say a Little Prayer», которые преобразуют версию Ареты Фрэнклин в присущую Мориа интерпретацию композиции Берта Бакарака. Результатом становится игривый дуэт саксофона и струнных с блестящим эффектом, напоминающим полированный мраморный зал.
«Windmills of Your Mind» is more sedate and takes you back to a romantic drive around Paris at sundown with its gentle piano leads and cascading strings. Mauriat ends the set with some truly «wacky» sounds on the unconventional pop songs «Get Back» and «Good Bye» . Instead of horns, brass and strings moving in dance formation, you get a good tease with bluesy harmonica, carnival like drums and cabaret-like calls from the female chorus saying «Good Bye» to the 1960s.
Вещь «Windmills of Your Mind» более степенна и возвращает вас в романтическую поездку по Парижу на закате, с его мягкими ведущими партиями фортепиано и каскадными струнными. Мориа заканчивается подборку треков некоторыми на самом деле «странными» звуками нетрадиционных поп-песен «Get Back» и «Good Bye» . Вместо труб, духовых инструментов и струнных, выступающих в танцевальной формации, мы имеем хорошую дразнилку с блюзовой губной гармоникой, карнавалом барабанов и кабаретным пение женского хора, говорящими «Good Bye» 1960-м годам.
One exits the decade with immense anticipation for what Mauriat will do with the 1970s.
Так уходит одно десятилетие, а мы ожидаем – что же Мориа будет делать в 1970-х годах.
Original text by ALAN CHONG (C)2015
Оригинальный текст АЛАНА ЧОНГА (C)2015
1 комментарий на «The review on Paul Mauriat’s music. Part 1 — 1960s»