Из Парижа пришли печальные известия. 1 февраля 2018 года в возрасте 75 лет ушел из жизни один из лучших звукорежиссеров Франции Доминик Понсе (1942-2018). В конце жизни он был занят составлением списков французских артистов, которых он записывал в течение 40 лет. Среди них такие имена как Жорж Брассенс, Жюльен Клерк, Мишель Легран, Владимир Косма, Брижит Бардо, Саша Дистель, Мишель Фюгейн, Джонни Холидей, Франсуаза Арди, Патрисия Касс, Мари Лафоре, Серж Лама, Энрико Масиас, Ив Монтан, Нана Мускури, Клод Нугаро, Андре Попп, Демис Руссос, Сан-Пре, Катерина Валенте, Мишель Торр… всего в списке оказалось 180 различных имен, среди которых Поль Мориа шел номером 1. Именно Поль Мориа помог Доминику Понсе реализовал его мечту работать звукорежиссером. А первой его работой как звукорежиссера стал диск оркестра Поля Мориа «Je t’aime… moi non plus» (1969).
Sad news came from Paris. On February 1, 2018 one of the best sound engineers of France Dominique Poncet (1942-2018) died at age of 75 years old. At the end of life, he compiled lists of French artists which he recorded for 40 years. Among them, such names as Georges Brassens, Julien Clerk, Michel Legrand, Vladimir Cosma, Brigitte Bardot, Sasha Distel, Michel Fugain, Johnny Holiday, Françoise Hardy, Patricia Kaas, Marie Laforêt, Serge Lama, Enrico Macias, Yves Montand, Nana Mouskouri, Claude Nougaro, Andre Popp, Demis Roussos, Saint-Preux, Caterina Valente, Michele Torr… total 180 different names, among those Paul Mauriat was number 1. Paul Mauriat was the one who helped Dominique Poncet to realize his dream to work as a sound engineer. And his first work as a sound engineer was Paul Mauriat’s album «Je t’aime… moi non plus» (1969).
Доминик Понсе вспоминал этот момент: «Я работал на студии фирмы «Филипс» ассистентом звукорежиссера. Мы уже сделали несколько альбомов с Полем, среди которых был диск «Love is Blue». Помню, в тот день я делал копии пленки, Поль вошел в комнату и спросил: «Кто сделал эту запись?». Я сказал: «Это я». Он сказал: «Звук очень хорош и именно тот, что я ищу». Потом он спросил меня, хотел бы я записать его следующий альбом. Я был очень смущен, я был лишь помощником, но ответил «да». Мне очень импонировало его доверие ко мне. Так я сделал его следующий альбом и многие, многие другие..!»
Dominique remembered this moment: «I was working in the Philips studio in Paris as an assistant engineer. I had already worked on a few albums with Paul, but only as an assistant («Love is Blue», for example), but not as engineer. I remember one day, I was making copies of a tape I had made when Paul got into the room and asked: «Who recorded that?». I said: «It’s me, Paul». He just said: «The sound is very good and that is what I am looking for». He then asked me if I would like to record his next album. I was very confused because I was just an assistant, but I said yes. I was very much impressed with his confidence in me. And I made his next album, and so many others..!»
Начиная с альбома «Le grand orchestre de Paul Mauriat joue Chopin – les 14 valses» (1970) Доминик Понсе работал над всеми записями оркестра Поля Мориа, за исключением альбома «Brasil exclusivamente-2» (1978) и 7-летнего перерыва с 1980 по 1987 годы. Он вернулся к работе с Полем Мориа для записи альбома «Classics in the air-3» (1987). Этот и следующий альбом «Nagekidori» Доминик записал частично вместе с Жаном-Луи Лабро.
Since album «Le grand orchestre de Paul Mauriat joue Chopin – les 14 valses» (1970) Dominique Poncet recorded all Mauriat’s tracks except for album «Brasil exclusivamente-2» (1978) and 7-years break 1980-1987. He returned to work with Paul Mauriat for the recording album «Classics in the air-3» in 1987. This and next album «Nagekidori» Dominique recorded partly together with Jean-Louis Labro.
Доминик Понсе поделился неизвестными деталями, которые пока еще нуждаются в уточнении: «Я вернулся, когда Жерар Гамбюс сделал аранжировку композиции Вангелиса, но не был доволен сведением, которое сделал Жан-Луи Лабро. Жерар предложил Полю вызвать меня, но тот ответил отказом. В таком случае Жераром попросил у Поля разрешение работать над новым сведением только со мной, без его присутствия. Поль ответил согласием… но, все же, он пришел в студию и не проронил ни слова в течение всего миксажа. Через несколько дней Полю пришлось признать, что это был тот самый результат, который он ждал. И он позвал меня работать над альбомами. Только через несколько лет я узнал, что Поль скучал по мне все эти годы, но не хотелось помириться. Вот такими разными мы были по темпераменту!»
Dominique shared unknown details which still need in confirmation: «I came back when Gérard Gambus had made an arrangement of a Vanguelis song, and he was not happy with the final mix Jean-Louis Labro had done. He then asked Paul to call me back. Paul said: «No». He did not forgive me yet. Then Gerard asked Paul to let him have a mix with me, and Paul would not come to the studio. Paul said yes… but he came! He did not say a word during all the mixing session. But had to admit a few days later that it was the mix he was waiting for. And he called me back for the next albums. I was told a few years after that Paul missed me for all these years but did not want to reconcile with me. We had so different tempers!»
Доминик о своем шефе: «Мне было грустно, потому что, даже если бы у нас бывали некоторые ссоры, я рассматривал Поля как своего «музыкального отца»: я узнал с ним много чего! Он предоставлял так много творческой свободы, когда мы работали вместе. Он продавал так много записей, что не было ничего слишком хорошего для него. «Филипс» позволяла ему работать в студии столько, сколько он мог пожелать, с требовавшимся количеством музыкантов. Работать в таких условиях было одно удовольствие, даже если мы и тяжело работали.»
Dominique about his chief: «It made me sad because, even if we had some quarrels, I was considering Paul like my «musical father»: I learned so many things with him! And he left me so much freedom when we were working together. He was selling so many records that nothing was too good for him. Philips would let him as much time of studio recording he could wish, with the number of musicians desired. That was a great comfort for working, even if we worked hard.»
… и о новых записях без Поля Мориа: «Во всяком случае, я до сих пор считаю, что не стоит пытаться создавать музыку Поля без него самого, и без двух или трех звукорежиссеров, которые создавали «саунд Поля Мориа». Никогда не забывайте, что нам как минимум были необходимы три полных недели, чтобы записать один альбом, а иногда четыре недели, по десять часов работы ежедневно. Я записал более 1.000 записей с Полем Мориа, и я думаю, что знаю, о чем говорю. Иногда Поль со мной расходился в вопросе сведения некоторых трэков, но именно за ним всегда оставалось последнее слово, даже если он мне и доверял. Это был его альбом, а не мой. У Валентина Купо могли быть собственные советы, Жерар, Жиль Гамбюсы и я – все мы работали, чтобы удовлетворить пожелания Поля.»
…and about new recordings without Paul Mauriat: «Anyway, I still think that it is not serious to try to make Paul’s music without Paul, and without the two or three sound engineers who made Paul’s sound. Never forget that most of the time, we needed at least three full weeks to record an album, sometimes four, with ten hours a day. I have recorded more than 1.000 songs with Paul and I think I know what I am talking about. And even if sometimes Paul and I had some disagree about the way to mix some songs, Paul had to have the last word, even if he trusted me. It was his album, not mine. And Valentin Coupeau could have his own advice. Gérard, Gilles Gambus and I, we had to serve Paul’s wishes.»
Наконец, о музыке Пола Мориа. Вероятно, Доминик лучше всех знал вкусы Пола Мориа. Он выбрал эти треки в качестве музыкального примера: «Даже если вы знаете все эти мелодии, для меня это настоящий стиль Поля Мориа.»
As finally, about Paul Mauriat’s music. Probably, Dominque better than anyone knew tastes of Paul Mauriat. He selected these tracks as music example: «Even if you know all those songs, for me it is the real Paul Mauriat style.»
1. EBB TIDE — Robert Maxwell/Carl Sigman — (1972)
2. FOREVER AND EVER — Stelios Vlavianos/Robert Costandinos — (1973)
3. PIANO STAR — Paul Mauriat — (1977)
4. SNOW DESERT — Paul Mauriat — (1977)
5. THE BIRDS OF WOUNDS (NAGEKIDORI) — Paul Mauriat — (1987)
6. PEARL FISHERS — Georges Bizet/arr.Paul Mauriat/Michel Carre & Eugene Cormon — (1988)
7. TO C & A — Paul Mauriat — (1994)
8. LE PIANO SUR LA VAGUE — Paul Mauriat — (1996)
9. VALSE TRISTE — Jean Sibelius — (1997)
Хотя звукорежиссеры считаются техническими сотрудниками и мало кто серьезно думает о их роли, Доминику повезло оказаться в центре внимания и он ответил на многие вопросы. Краткая версия воспоминаний Доминика была опубликована в номере журнала «Звукорежиссер» в 2010 году. Расширенная версия будет опубликована позже после некоторой проверки.
Although sound engineers are considered technic staff, and very few people seriously think about their role, Dominique had luckied to be in center of attention and he answered on much questions. Short version of Dominique’s memories was published in Russian magazine «Sound engineer» in 2010. Expanded English version will be available to read after checking some details.
Благодарим Минору Накамуру (Международный фан-клуб Поля Мориа), Жерара Гамбюса, Жиля Гамбюса, Джуни Тойнонена за помощь с фотографиями.
We express our gratitude to Minoru Nakamura (Paul Mauriat Fans Club International). Gerard Gambus, Gilles Gambus, Jouni Toivonen for help with photos.